Советские бронеавтомобили
ЗИС-115 и ЗИЛ-4105: замаскированные броневики для высшего руководства СССР
История советского автомобилестроения – это не только огромное количество грузовиков и легковые автомобили, которые технологически зачастую существенно уступали западной продукции. Создавались там и авто совсем другого уровня, которые можно уверенно называть настоящими легендами мирового автопрома и одними из лучших для своего времени. Конечно, речь идет о машинах для первых лиц советского государства, и в первую очередь о ЗИС-115 и ЗИЛ-4105 – непревзойденных бронированных лимузинах.
ЗИС-115 для Сталина
История этого авто началась в 1942 году, когда Иосиф Сталин дал указание к началу разработки отечественного бронированного лимузина для партийного и государственного руководства. До этого вождь обходился бронированными версиями Packard, однако посчитал, что столь мощному коммунистическому государству следует иметь свой элитный броневик. Автомобиль, прошедший строжайшее тестирование в 1946-47 годах, получил название ЗИС-115. Он был выпущен совсем небольшой партией – 32 авто, каждое из которых было в той или иной степени уникальным.
В техническом задании на разработку машины говорилось, что она не должна слишком выделяться в уличном трафике, но обязана защищать находящихся внутри людей от максимального числа угроз. В итоге было принято оригинальное решение – строить полноценную бронекапсулу и обвешивать её кузовными панелями, аналогичными производящемуся тогда серийно представительскому лимузину ЗИС-110. Капсулы изготавливались и тестировались на военном заводе в Кургане, все остальное делалось в специальном цеху завода ЗИС.
Результат получился впечатляющим: двери машины не могло пробить никакое ручное стрелковое оружие, но внешне она и правда почти не отличалась от серийного лимузина – более мутные стекла, дополнительная противотуманка, чуть шире колеса и другие мелочи, которые не очень бросались в глаза.
Для полноты картины приведём некоторые характеристики авто:
• толщина брони – 4-8,6 мм;
• мощность двигателя – 160 л.с.;
• расход топлива – 30 л. на 100 км;
• максимальная скорость – 120 км/ч;
• кондиционирование – есть (не во всех авто).
К этому следует прибавить роскошь отделки салона (гагачий пух для наполнения сидений, полностью ручная отделка, мощные домкраты для подъема стекол и многое другое), модифицированные системы авто (электрика, охлаждение и проч.). Все это сделало модель ЗИС-115 не только невероятно защищенной, но также очень комфортной и предельно надежной.
ЗИЛ-4105 для Брежнева
Пришедший к власти после Сталина Хрущев от броневиков отказался, отдавая предпочтение открытым авто. Так продолжалось до 22 января 1969 года, когда на нового лидера СССР, Леонида Брежнева, было совершено покушение, приведшее к гибели его личного водителя. В результате этого специалисты завода ЗИЛ получили заказ на создание нового бронированного лимузина, впоследствии получившего индекс ЗИЛ-4105.
Это по-настоящему раритетная машина, не имевшая аналогов в свое время. Оно было защищено от расстрела любым стрелковым оружием, взрывов гранаты под днищем и над бензобаком, подрывов на крыше и даже от радиации. Что говорить, если даже покрышки этой машины были пуленепробиваемыми, а бензобак изготавливался из специального самозатягивающегося материала. При всем этом огромный красивый, комфортный и безопасный автомобиль состоял исключительно из отечественных деталей (за исключением триплексов и некоторых компонентов бельгийской электроники).
Вот только некоторые впечатляющие особенности данного авто:
- автоматическая 3-скоростная КПП;
- мощность двигателя – 315 л.с.;
- разгон до 100 км/ч за 13 секунд;
- максимальная скорость – 190 км/ч;
- максимальная скорость с полностью спущенными шинами – 160 км/ч;
- масса – 5225 кг;
- полный электропакет;
- кондиционирование, отопление и климат-контроль.
Прототип модели тестировали параллельно с лучшим на то время западным лимузином Cadillac Fleetwood Limousine, бронированным специалистами компании O’Gara Hess&Eisenhardt. В итоге пришелец из капиталистического мира оказался хуже советского по всем компонентам.
Основа машины – мощная рама, на которую наварена бронированная капсула, к которой крепятся элементы кузова, двигатель и все остальное. Защита обеспечивается броневой сталью, имеющей 4-10 мм толщины, а также триплексами (толщина переднего – 42 мм, остальных – 47 мм). Кроме того, в процессе производства применены специальные пулестойкие покрышки, специальный материал бензобака и другие меры, в частности дублирование большинства основных систем авто. Кроме того, машина получила очень низкий центр тяжести, что в сочетании с ее шириной гарантирует – она физически не сможет перевернуться в процессе движения.
Существует еще одна причина, по которой данная модель стала легендарной – сейчас рабочих авто ЗИЛ-4105 почти не осталось. А жаль, ведь этот лимузин – одна из самых славных страниц советского автомобилестроения.